2. Планирование на «АвтоВАЗе»

Планирование на «АвтоВАЗе» производится по уровням планирования в зависимости от текущей структуры Группы АвтоВАЗ.

В случае изменения структуры Группы (появления нового предприятия (Бизнес или Производственной единицы), ликвидация существующего) производится изменение на уровне Бизнес или Производственных единиц.

При формировании новой Группы Бизнес и Производственных единиц (Группы БПЕ), либо ликвидации существующей Группы БПЕ производится изменение на уровне Групп Бизнес и Производственных единиц.

При формировании нового Объединения Бизнес и Производственных единиц (Объединения БПЕ), либо ликвидации существующего Объединения БПЕ производится изменение на уровне Объединений Бизнес и Производственных единиц.

Таким образом, данная схема структурирования группы предприятий «АвтоВАЗ» логически открыта к изменениям.

Управленческий аппарат Группы АвтоВАЗ формирует Административный бюджет Группы – бюджет затрат на содержание управленческого аппарата Группы АвтоВАЗ.

2.1. Структурирование на Бизнес и Производственные единицы (БПЕ), их группы и объединения

Образование Бизнес единиц и в дальнейшем отдельных юридических лиц оправдано в случае:

1)      формирования нового бизнеса,

2)      разделения имущества, вывод с баланса материнской компании непрофильного основному материнскому бизнесу оборудования,

3)      разделение юридической ответственности за агрессивные действия нового бизнеса,

4)      возможность контроля за действиями дочернего бизнеса (как в стратегическом, так и в тактическом планах),

5)      сложность единого оперативного управления материнским и дочерним бизнесами (географическая разбросанность, временные сдвиги, различие в стиле и методах оперативного управления),

6)      возможность иметь собственную рыночную нишу, иметь большую часть сторонних клиентов - контрагентов, не участвующих в единой технологической цепочке материнской компании.

7)      наличие и возможность содержания управленческого аппарата дочерней компании.

Причинами формирования Бизнес единиц являются:

1.    повышения эффективности использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых),

2.    увеличение управляемости производственными и бизнес процессами,

3.    увеличение (поддержание) качества выпускаемой продукции,

4.    новые принципы управления в условиях рынка (страх потери управляемости, разбазаривание материальных и финансовых ресурсов).

Эффективность использования ресурсов – уменьшение затрат (использованных ресурсов) при увеличении (не уменьшении) качества и объема выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Выделение Бизнес единиц из состава материнской компании производится с целью получения дополнительной прибыли от более эффективного использования ресурсов материнской компании. При этом материнская компания не всегда заинтересована в выпуске дочерней компанией определенного перечня продукции (услуг).

АО «АвтоВАЗ» является машиностроительным комплексом со сложной технологической цепочкой операций, цехов, производств.

Выпускаемая рядом производств продукция не имеет рыночного спроса, эти производства не могут работать на свободном рынке как Бизнес единицы и являются Производственными единицами АвтоВАЗа.

Структурирование на Бизнес и Производственные единицы (БПЕ) приводит к единому подходу к процессу планирования и контроля за деятельностью как АвтоВАЗа в целом, так и Бизнес и Производственных единиц в частности.

Разделение на Бизнес единицы и Производственные единицы может происходить следующим образом:

1.      определение необходимого минимума мощностей (оборудования, трудовых ресурсов), необходимых для выполнения годового плана производства,

2.      фиксирование отобранных мощностей за Производственной единицей,

3.      закрепление остатка мощностей за Бизнес единицей,

4.      передача функции утверждения планов Бизнес единиц и контроля за их выполнением на Управление имуществом.

Если при процессе годового планирования происходит изменение объема производственного выпуска, происходит перераспределение производственных мощностей между Бизнес и Производственной единицей в пользу производства.

Для более полного, законченного структурирования с точки зрения планирования необходимо ввести понятие Административной единицы, к которым относятся службы управления.

 

 

2.2. Планирование на уровне Группы предприятий «АвтоВАЗ»

Планирование на уровне Группы АвтоВАЗ ведется по двум направлениям:

Ø      планирование производственно-финансовой деятельности,

Ø      формирование Административного бюджета.

Различие состоит в том, что Административный бюджет – документ, фиксирующий практически постоянные затраты на содержание Административных единиц управленческого аппарата Группы АвтоВАЗ. Планы производственно-финансовой деятельности прямо или опосредованно связаны с объемом производства и производственными планами и относятся к Бизнес и Производственным единицам.

Целью создания и функционирования Бизнес единиц является извлечение дополнительной прибыли за счет использования незагруженных под основное производство мощностей.

Целью создания и функционирования Производственных единиц является более эффективное выполнение производственной программы.

Целью создания и функционирования Административных единиц является более эффективное выполнение административных, управленческих функций нацеленных на выполнение производственной программы.

2.2.1. Формирование Административного бюджета

Формирование Административного бюджета Группы АвтоВАЗ проходит четыре стадии (Рис. 5):

Ø      формирование Бюджетов Отделов, Цехов,

Ø      формирование Бюджетов Дирекций и Управлений,

Ø      формирование Бюджетов Служб Президента (вице-президентов),

Ø      формирование Административного бюджета Группы АвтоВАЗ.

 

2.2.1.1. Документы

Формы документов при формировании Административного бюджета Группы АвтоВАЗ, Бюджета Служб, Дирекций, Отделов, Цехов отличаются степенью детализации категорий расходов. Самым подробным являются Бюджеты Отделов, Цехов более сжатую информацию содержат Бюджеты Дирекций, сформированные на основе Бюджетов Отделов, Цехов.

Еще более агрегированную информацию содержат формы Бюджетов Служб, сформированные на основе Бюджетов Дирекций.

Наиболее агрегированный вид имеет Административный бюджет Группы АвтоВАЗ, который формируется на основе Бюджетов Служб.

Формы бюджетов приведены в Приложении 1:

 

2.2.1.2. Исполнители

На каждом уровне формирования бюджетов принимают участие служба подготовки бюджета и лицо, утверждающее бюджет уровня (Рис. 6):

Ø      уровень Отделов, Цехов: Бюджет Отдела формируется и корректируется экономистом Отдела, Цеха и утверждается Начальником Отдела, Цеха,

Ø      уровень Дирекций: Бюджет Дирекции формируется и корректируется экономистом Дирекции и утверждается Руководителем Дирекции (Директором),

Ø      уровень Служб: Бюджет Службы формируется и корректируется экономистом Центра Планирования и Контроля (ЦПиК) Службы и утверждается Руководителем Службы (Президентом, вице-президентом),

Ø      уровень Группы АвтоВАЗ: Административный бюджет Группы формируется и корректируется экономистом Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦБСПиК) и утверждается Руководителем Группы АвтоВАЗ (Президентом – генеральным директором).

 

2.2.1.3. Документопоток

Документопоток при формировании и утверждении Административного бюджета представлен на Рис. 6:

2.2.1.3.1.   экономист Отдела на основании Бюджетов Отдела предыдущих периодов и данных о текущих изменениях в задачах Отдела формирует Бюджет Отдела на планируемый период (Рис. 6, поз. 1),

2.2.1.3.2.   Руководитель Отдела проверяет, соответствует ли сформированный Бюджет Отдела задачам, поставленным перед Отделом в планируемый период времени (Рис. 6, поз. 2),

2.2.1.3.3.   В случае несоответствия Бюджета Отдела задачам, поставленным перед Отделом в планируемый период времени, Руководитель Отдела возвращает Бюджет Отдела экономисту на корректировку (Рис. 6, поз. 3). После корректировки формируется новая версия Бюджета Отдела см. п.2.2.1.3.1,

2.2.1.3.4.   Если, по мнению Руководителя Отдела, Бюджет Отдела соответствует задачам, поставленным перед Отделом в планируемый период времени, Руководитель Отдела подписывает Бюджет Отдела и передает его экономисту Дирекции, в который входит Отдел, для консолидирования Бюджетов Отделов в Бюджет Дирекции (Рис. 6, поз. 4),

2.2.1.3.5.   Экономист Дирекции на основании Бюджетов Дирекции предыдущих периодов и данных о текущих изменениях в задачах Дирекции формирует Бюджет Дирекции на планируемый период. При этом, к полученному консолидированному Бюджету Отделов добавляет расходы собственно Дирекции (Рис. 6, поз. 5), формируя тем самым Бюджет Дирекции,

2.2.1.3.6.   Если, по мнению Руководителя Дирекции, Бюджет Дирекции соответствует задачам, поставленным перед Дирекцией в планируемый период времени, Руководитель Дирекции подписывает Бюджет Дирекции и передает его экономисту Службы (ЦПиК), в который входит Дирекция, для консолидирования Бюджетов Дирекции в Бюджет Службы (Рис. 6, поз. 6),

2.2.1.3.7.   В случае несоответствия Бюджета Дирекции задачам, поставленным перед Дирекцией в планируемый период времени, Руководитель Дирекции возвращает Бюджет Дирекции экономисту на корректировку (Рис. 6, поз. 7). В случае замечаний к Бюджетам Отделов экономист Дирекции направляет Бюджет Отдела на корректировку экономисту Отдела (см. п.2.2.1.3.3). В случае замечаний к собственным расходам Дирекции экономист Дирекции производит корректировку Бюджета Дирекции, оставляя без изменения Бюджеты Отделов (см. п.2.2.1.3.5),

2.2.1.3.8.   Если, по мнению Руководителя Дирекции, Бюджет Дирекции соответствует задачам, поставленным перед Дирекцией в планируемый период времени, Руководитель Дирекции подписывает Бюджет Дирекции и передает его экономисту Службы (ЦПиК), в который входит Дирекция, для консолидирования Бюджетов Дирекций в Бюджет Службы (Рис. 6, поз. 8),

2.2.1.3.9.   Экономист Службы (ЦПиК) на основании Бюджетов Службы предыдущих периодов и данных о текущих изменениях в задачах Службы формирует Бюджет Службы на планируемый период. При этом, к полученному консолидированному Бюджету Дирекций добавляет расходы собственно Службы (Рис. 6, поз. 9), формируя тем самым Бюджет Службы,

2.2.1.3.10.  Если, по мнению Руководителя Службы (Президента, Вице-президента) Бюджет Службы соответствует задачам, поставленным перед Службой в планируемый период времени, Руководитель Службы подписывает Бюджет Службы и передает его экономисту Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) для консолидирования Бюджетов Служб в Административный Бюджет Группы АвтоВАЗ (Рис. 6, поз. 10),

2.2.1.3.11.  В случае несоответствия Бюджета Службы задачам, поставленным перед Службой в планируемый период времени, Руководитель Службы возвращает Бюджет Службы экономисту на корректировку (Рис. 6, поз. 11). В случае замечаний к Бюджетам Дирекций экономист Службы (ЦПиК) направляет Бюджет Дирекции на корректировку экономисту Дирекции (см. п.2.2.1.3.7). В случае замечаний к собственным расходам Службы экономист Службы производит корректировку Бюджета Службы, оставляя без изменения Бюджеты Дирекций (см. п.2.2.1.3.9),

2.2.1.3.12.  Если, по мнению Руководителя Службы, Бюджет Службы соответствует задачам, поставленным перед Службой в планируемый период времени, Руководитель Службы подписывает Бюджет Службы и передает его экономисту Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) для консолидирования Бюджетов Служб в Административный Бюджет (Рис. 6, поз. 12),

2.2.1.3.13.  Экономист Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) на основании Административных Бюджетов Группы АвтоВАЗ предыдущих периодов и данных о текущих изменениях в задачах Группы формирует Административный Бюджет Группы на планируемый период (Рис. 6, поз. 13),

2.2.1.3.14.  Если, по мнению Руководителя Группы АвтоВАЗ (Президента), Административный Бюджет соответствует задачам, поставленным перед Группой в планируемый период времени, Руководитель Группы подписывает Административный Бюджет и передает его экономисту Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) для сведения Административного Бюджета и Планов Группы АвтоВАЗ (Рис. 6, поз. 14),

2.2.1.3.15.  В случае несоответствия Административного Бюджета Группы задачам, поставленным перед Группой в планируемый период времени, Руководитель Группы (Президент) возвращает Административный Бюджет экономисту Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) на корректировку (Рис. 6, поз. 15). В случае замечаний к Бюджетам Служб экономист Службы Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) направляет Бюджет Службы на корректировку экономисту Службы (СПиК) (см. п.2.2.1.3.11),

2.2.1.3.16.  Экономисту Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) производит сведение Административного Бюджета и Планов Группы АвтоВАЗ (Рис. 6, поз. 16), формирует пакет документов под названием «Производственно-финансовые планы и Бюджет Группы АвтоВАЗ на ______ (период) _____ г.» и передает данный пакет документов для рассмотрения в Правление Группы АвтоВАЗ,

2.2.1.3.17.  Если Правление Группы АвтоВАЗ приходит к мнению, что Планы  Бюджет Группы сбалансированы и соответствуют задачам Группы на планируемый период, происходит утверждение пакета документов (Рис. 6, поз. 17). Иначе пакет документов возвращается в Центр Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК) для корректировки (см. п.2.2.1.3.15),

2.2.1.3.18.  Члены Правления визируют пакет документов, а Председатель Правления (Президент) подписывает каждый документ (Рис. 6, поз. 18),

2.2.1.3.19.  Руководитель Центра Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля (ЦСБПиК), получив утвержденный пакет плановых документов, подписывает Бюджеты Служб, на основании которых был сформирован утвержденный Административный бюджет, и передает Бюджеты Служб экономистам Служб (ЦПиК) для исполнения (Рис. 6, поз. 19),

2.2.1.3.20.  Руководитель Центра Планирования и Контроля (ЦПиК) Службы, получив утвержденный пакет плановых документов, подписывает Бюджеты Дирекций, на основании которых был сформирован утвержденный Бюджет Службы, и передает Бюджеты Дирекций экономистам Дирекций для исполнения (Рис. 6, поз. 20),

2.2.1.3.21.  Руководитель Дирекции, получив утвержденный пакет плановых документов, подписывает Бюджеты Отделов, на основании которых был сформирован утвержденный Бюджет Дирекции, и передает Бюджеты Отделов экономистам Отделов для исполнения (Рис. 6, поз. 21).

 

2.2.1.4. Временные регламенты

При формировании и утверждении Административного бюджета должны быть согласованы сроки подачи, корректировки и утверждения Бюджетов разных уровней:

2.2.1.4.1.   формирование Бюджета Отдела заканчивается к 15 числу месяца, предыдущего планируемому периоду,

2.2.1.4.2.   формирование Бюджета Дирекции заканчивается к 20 числу месяца, предыдущего планируемому периоду,

2.2.1.4.3.   формирование Бюджета Службы заканчивается к 25 числу месяца, предыдущего планируемому периоду,

2.2.1.4.4.   формирование Административного Бюджета и сведение его и Производственно-финансовыми планами заканчивается к 27 числу месяца, предыдущего планируемому периоду,

2.2.1.4.5.   утверждение пакета документов под названием «Производственно-финансовые планы и Бюджет Группы АвтоВАЗ на ______ (период) _____ г.» осуществляется к 29 числу месяца, предыдущего планируемому периоду,

2.2.1.4.6.   утверждение и передача для исполнения Бюджетов Служб, Дирекций и Отделов производится до 30 числа месяца, предыдущего планируемому периоду.

 

Hosted by uCoz