3.3.3.     Пример формирования плана движения активов и обязательств

Ниже приводится пример процесса формирования плана движения активов и обязательств для крупно-оптовой торговой группы.

1.   Активы системы могут быть подразделены в зависимости от:

1.1)  принадлежности актива к предприятию (структуре, складу) по признаку структурной принадлежности,

 1.2)  нахождению актива в определенном месте (географически, территориально) - по признаку территориальной принадлежности,

1.3)  времени нахождения актива в определенном состоянии - скорости изменения актива.

2.   Этапы движения товарно-денежного потока (торгово-финансовый цикл) характеризуются следующим:

2.1)  закупка товара у экспортера - характеризуется темпом закупок (нетто-количеством закупленного ассортимента товара в кг за единицу времени),

2.2)  погрузка в порту отправки - характеризуется темпом погрузки в порту (нетто-количеством погруженного в порту товара в кг за единицу времени),

2.3)  транспортировка (фрахт) до пункта (порта) разгрузки - характеризуется темпом транспортировки (фрахта) из порта погрузки в порт разгрузки (нетто-количеством транспортируемого товара в кг за единицу времени),

2.4)  простой корабля в пункте (порту) разгрузки до начала разгрузки - характеризуется темпом простой корабля в порту разгрузки (нетто-количеством транспортируемого товара в кг за единицу времени),

2.5)  перегрузка в пункте (порту) разгрузки на ж/д транспорт - характеризуется темпом разгрузочно-погрузочных работ в порту разгрузки (нетто-количеством перегруженного товара в кг за единицу времени),

2.6)  транспортировка до складов реализации - характеризуется темпом транспортировки до складов реализации (нетто-количеством транспортируемого товара в кг за единицу времени),

2.7)  разгрузка на складах реализации - характеризуется темпом разгрузки на складах реализации (нетто-количеством разгруженного на складах реализации товара в кг за единицу времени),

2.8)  реализация со склада - характеризуется темпом реализации (нетто-количеством реализованного со склада ассортимента товара в кг за единицу времени),

2.9)  инкассация дебиторской задолженности - характеризуется темпом (скоростью оборота) инкассации дебиторской задолженности (нетто-количеством инкассации дебиторской задолженности в руб. за единицу времени),

2.10)        перевод денежных средств в Центр - характеризуется темпом (скоростью оборота) трансферта денег (нетто-количеством трансферта денег в руб. за единицу времени).

3.   Каждый из этапов имеет ограничения, связанные с их функционированием. Ограничения можно отнести к следующим категориям:

3.1)  ограничения по времени транспортировки: для выбранного вида транспорта существует минимальное время, ранее которого груз доставлен быть не может,

3.2)  ограничения по объёму загрузки транспортного средства: для выбранного вида транспорта существует максимально возможный объём загрузки, более которого загрузить в данное транспортное средство невозможно,

3.3)  ограничение по скорости обработки груза: пункты погрузки -перегрузки - разгрузки имеют определенные производственные мощности, не позволяющие обрабатывать любой объём груза за единицу времени (день),

3.4)  ограничение по скорости производства - реализации ассортимента товара: каждое место производства (реализации) имеет определенную мощность по производству (реализации) определенного ассортимента товара, т.е. за единицу времени (день) может быть произведено (реализовано) товара заданного ассортимента не более максимально возможного,

3.5)  ограничение по скорости инкассации: каждый дебитор (дилер) имеет скорость погашения свой задолженности, которая зависит от скорости реализации и общеэкономических показателей,

3.6)  ограничение по времени трансферта: перевод денежных средств связано с участием в платежах банков, участие которых определяет минимально необходимое время трансферта.

4.   Каждый этап имеет предельные значения:

4.1) закупка товара у экспортера - темп закупок ограничен максимальным объёмом производства закупаемых товаров (пропускной способностью производителя - максимальным количеством произведенного товара в кг за единицу времени),

4.2) погрузка в порту - темп погрузки в порту ограничен максимальным пропускной способностью порта погрузки - максимальным количеством погруженного в порту товара в кг за единицу времени,

4.3) транспортировка (фрахт) до пункта (порта) разгрузки - темп транспортировки (фрахта) из порта погрузки в порт разгрузки ограничен пропускной способностью канала транспортировки (максимальным количеством транспортируемого товара в кг за единицу времени),

4.4) перегрузка в пункте (порту) разгрузки на ж/д транспорт - темп разгрузочно-погрузочных работ в порту разгрузки ограничен пропускной способностью портового терминала (максимальным количеством перегруженного товара в кг за единицу времени),

4.5) простой корабля в пункте (порту) разгрузки - темп простоя корабля в порту разгрузки ограничен пропускной способностью портового терминала (максимальным количеством обрабатываемых кораблей в порту (всего перегружаемого товара в кг за единицу времени),

4.6) транспортировка до складов реализации - темп транспортировки до складов реализации ограничен пропускной способностью каналов транспортировки (максимальным количеством транспортируемого товара в кг за единицу времени),

4.7) разгрузка на складах реализации - темп разгрузки на складах реализации ограничен пропускной способностью терминала разгрузки (максимальным количеством разгруженного на складах реализации товара в кг за единицу времени),

4.8) реализация со склада - темп реализации ограничен пропускной способностью склада реализации (максимальным количеством реализованного со склада товара в кг за единицу времени),

4.9) инкассация дебиторской задолженности - темп (скорость оборота) инкассации дебиторской задолженности ограничен пропускной способностью инкассации дебиторской задолженности (максимальным количеством инкассации дебиторской задолженности в руб. за единицу времени),

4.10)        перевод денежных средств в Центр - темп (скорость оборота) трансферта денег ограничен пропускной способностью трансферта (максимальным количеством трансферта денег в руб. за единицу времени).

Наполнение системы товаром происходит с течением времени. Товар движется от места закупки (производства) до места реализации. Период времени, в течении которого товар проходит определенный этап, - длительность этапа - либо зависит от количества товара, проходящего через этап (этапы, имеющие ограничения по скорости), либо не зависит от количества товара (этапы, имеющие ограничения по времени).

В системе с устоявшимся оборотом ассортимента товара за единицу времени (день, неделя, месяц) количество ассортимента товара, поступающего в систему, равно количеству реализованного за это время товара. Скорость поступления товара равна скорости реализации товара:

 S Vi p = S Vj s

(27)

где:

Vi p  - количество ассортимента товара, поступившего от i-того производителя за единицу времени,

Vj s - количество ассортимента товара, реализованного на j-том складе за единицу времени,

Определим наполнение системы товаром при следующих условиях :

a)      динамическое равновесие системы - постоянной скорости поступления товара равной постоянной скорости реализации товара. Пусть скорость поступления товара в систему равна V 0:

V 0 = S Vi p = S Vj s

(28)

b)      отсутствие остатков товара на складах реализации системы:

 Lj s = 0

(29)

где:

Lj s  - количество ассортимента товара, реализованного на j-том складе,

c)      темп обработки грузов в порту отправки - N1, в порту доставки - N2, в пунктах реализации - N3,

d)      время фрахта Ti fr, транспортировки до складов реализации Tj tr., простоя корабля в порту разгрузки Tj dm.

При постоянной скорости реализации Vj s за время реализации t запас товара на складе станет Lj s:

Lj s = Lj s0 - Vj s * t,

(30)

где:

Lj s0 - запас товара на начало периода.

При нулевом остатке товара на складе в конце периода реализации получаем:

Lj s0 = Vj s * t.

(31)

 Таким образом, за период t на всех складах реализуется объем товара равный:

S L s = S Vj s * t.

(32)

Для реализации товара его предварительно надо разгрузить, на что потребуется время t3:

 tj 3 = Lj s0 / Nj 3.

(33)

При постоянной скорости оборота товара получаем количество товара на этапе разгрузки на склад реализации:

Lj 3 = Vj s * tj 3 = Vj s * Lj s0 / Nj 3 = Lj s0 *(Vj s / Nj 3),

Lj 3 = Lj s0 *(Vj s / Nj 3).

(34)

Общее количество товара постоянно находящееся на разгрузке на склад реализации:

S Lj 3 = S Lj s0 *(Vj s / Nj 3).

(35)

Перед разгрузкой товара на склады реализации, товар в течении времени Tj tr перевозят к месту реализации. При постоянной скорости оборота товара получаем количество товара на этапе транспортировки на склад реализации:

Lj tr = Vj s * Tj tr.

(36)

Общее количество товара постоянно находящееся на этапе транспортировки на склад реализации:

S Lj tr = S Vj s * Tj tr.

(37)

Перед транспортировкой в порту товар перегружают с корабля на наземный вид транспорта Для этого потребуется время t2:

 tj 2 = Lj s0 / Nj 2.

(38)

При постоянной скорости оборота товара получаем количество товара на этапе перегрузки в порту:

Lj 2 = Vj s * tj 2 = Vj s * Lj s0 / Nj 2 = Lj s0 *(Vj s / Nj 2),

Lj 2 = Lj s0 *(Vj s / Nj 2).

(39)

Общее количество товара постоянно находящееся на перегрузке в порту:

S Lj 2 = S Lj s0 *(Vj s / Nj 2).

(40)

Перед перегрузкой товара в порту, товар в течении времени Tj fr перевозят в порт доставки. При постоянной скорости оборота товара получаем количество товара на этапе транспортировки в порт доставки:

Lj fr = Vj s * Tj fr.

(41)

Общее количество товара постоянно находящееся на этапе транспортировки в порт доставки:

S Lj fr = S Vj s * Tj fr.

(42)

Перед перегрузкой товара в порту, товар в течении времени Tj dm ожидает начало разгрузки в порту доставки. При постоянной скорости оборота товара получаем количество товара на этапе ожидания в порту доставки:

S Lj dm = (S Vj s ) * Tj dm.

(43)

Перед транспортировкой в порту товар загружают на корабль. Для этого потребуется время t1:

 tj 1 = Lj s0 / Nj 1.

(44)

При постоянной скорости оборота товара получаем количество товара на этапе загрузки на корабль в порту:

Lj 1 = Vj s * tj 1 = Vj s * Lj s0 / Nj 1 = Lj s0 *(Vj s / Nj 1),

Lj 1 = Lj s0 *(Vj s / Nj 1).

(45)

Общее количество товара постоянно находящееся на загрузке в порту:

S Lj 1 = S Lj s0 *(Vj s / Nj 1).

(46)

При постоянной скорости реализации Vj s необходимо поддерживать такую же постоянную скорость закупок товара у производителя Vj p. За период времени реализации t запас товара в системе должен увеличиться на Lj p:

 

Lj p = Vj p * t.

(47)

Таким образом, за период t для реализации товара на всех складах необходимо закупить :

 L p = S Vj p * t.

(48)

При принятых условиях непрерывного движения товара в системе с постоянной скоростью реализации для реализации в течении интервала времени t объёма товара S Vj s * t необходимо иметь в системе товарные запасы в объёме L:

L = L p + S Lj 1  + S Lj fr + S Lj dm +S Lj 2 + S Lj tr + S Lj 3  + S L s =

= S Vj p * t + S Lj s0 *(Vj s / Nj 1) + S Vj s * Tj fr + S Vj s * Tj dm + S Lj s0 *(Vj s / Nj2) + S Lj s0 *(Vj s / Nj 3) + S Vj s * Tj tr + S Vj s * t,

L = S {(Vj p+Vjs)*t+Ljs0*Vjs*(1/Nj1+1/Nj2+1/Nj3)+Vjs*(Tjfr+Tjtr+Tjdm)}.

(49)

Доля товара, который находится в активном состоянии, т.е. находится на складах реализации и реализуется за период t , от общего количества товара в системе определяется по формуле:

Ds = S Vjs*t / S{(Vjp+Vjs)*t+Ljs0*Vjs*(1/Nj1+1/Nj2+1/Nj3)+Vjs*(Tjfr+Tjtr+Tjdm)}.

(50)

Определим длительность товарного цикла за период, загрузку каждого этапа и их доли в загрузке товаром системы.

Примем за допущение, что среднемесячная скорость реализации (скорость выхода товара из системы) равна скорости закупки (поступления товара в систему). В случае отличия фактической скорости (темпа) товарного этапа от среднемесячной скорости реализации, длительность этапа корректируется tэт на величину коэффициента рассогласования скоростей Kэт :

tэт = tэт * Kэт ,

(51)

где:

tэт - приведенная длительность товарного этапа,

Kэт - коэффициент рассогласования скоростей (фактической скорости этапа от скорости реализации),

 Kэт = S Vjs / Vэт ,

(52)

где:

Vэт - фактическая скорость этапа:

Vэт = Mэт / tпер

(53)

Этапы реализации и транспортировки распределяются по каналам транспортировки и реализации по фактическому объёму реализации товара по центрам реализации системы:

1.   Филиалы:

2.   Москва,

3.   Дебиторы:

Определяется средний фактический объём реализации товара по центрам реализации системы в день. Столбец «Время в пути, дни» содержат среднее фактическое время в пути от Порта  разгрузки корабля до центра реализации, расчетный объём товара, необходимый для непрерывной ежедневной доставки товара в центры реализации в соответствии со средним фактическим объёмом реализации товара по центрам реализации системы в день:

«Объём_в_путиЦентр_i» = «Объём_в_деньЦентр_i» * «Время_в_путиЦентр_i»

(54)

Определяется среднее время в пути для всех филиалов по формуле:

«Время _в_путиФилиалы »= («S Объём_в_пути Филиал i») / («SОбъём_реализации Филиал i»)

(55)

Определяем среднее время в пути для всех дебеторов по формуле:

«Время _в_путиДебиторы »= («S Объём_в_пути Дебиторы i») / («SОбъём_реализации Дебиторы i»)

(56)

Определяется среднее время в пути для всех дебиторов, филиалов и Москвы по формуле:

«Время _в_путиСистема »= («S Объём_в_пути Филиал i» + «SОбъём_в_пути Дебиторы i» + «Объём_в_пути Москва») / («SОбъём_реализации Филиал i» + «SОбъём_реализации Дебиторы i» «Объём_реализации Москва»)

(57)

Получается среднее приведенное значение длительности этапа транспортировки:

 

«Время _транспортировкиСистема »= «Время _в_путиСистема »

(57)

После обработки статистических данных по фрахту, простою и разгрузке кораблей в Порту разгрузки определяется усредненное (по шести последним в месяце кораблям) значение времени фрахта, простоя и разгрузки.

«Среднее_значение_длительности» = (S «Значение_длительностиi ») / 6.

(58)

Производится распределение кораблей по месяцам и этапам (фрахт, простой и разгрузка).

По каждому месяцу и этапу определяются величины массы товара, вышедшего за месяц из данного этапа, и скорость выхода товара из этапа.

Далее фиксируются данные по движению товара по месяцам и по этапам (реализация, транспортировка, разгрузка, простой и фрахт). Фактические величины приводятся к расчетным (приведенным).

После определения темпа (скорости) выхода товара из этапа  рассчитывается коэффициент рассогласования скоростей (оборота - выхода  - товара из этапа по отношению к скорости реализации). Полученный коэффициент рассогласования умножается на среднее время этапа, в результате чего получается длительность этапа, приведенная к скорости реализации.

Для расчета загрузки этапа, необходимой для непрерывной реализации, приведенная длительность этапа умножается на скорость реализации товара.

Сложение величин приведенной длительности этапов транспортировки, разгрузки, простоя и фрахта с одним днем реализации даёт среднюю длительность товарного цикла месяца.

Сложение величин приведенной загрузки этапов транспортировки, разгрузки корабля, простоя и фрахта с одним днем реализации даёт среднюю загрузку товаром одного дня месяца.

Далее выстраивается картина движения активов по месяцам в разбивке на один день.

Виды этапов движения активов, временные ограничения этапов, их темп и ограничения по скорости приведены на Рис. 37.

На Рис. 38 приведен план движения активов по мукомольному предприятию.

На Рис. 39 приведет план движения обязательств по мукомольному предприятию.

 

Hosted by uCoz