Глава 3. Перспективные виды финансового менеджмента предприятий

По мере развития экономики России, формирования эффективного собственника, повышения уровня менеджмента, акценты в управлении финансами предприятия в частности и активами предприятия в целом.

К перспективным видам финансового менеджмента на данный период можно отнести следующие:

v     инновационная деятельность предприятия,

v     налоговое планирование,

v     планирование движение активов и обязательств.

В дальнейшем финансовый менеджмент в России будет развиваться в направлении увеличения профессионализма финансистов и экономистов, распространения высокого уровня менеджмента в российские регионы, сближения российских стандартов учета с общепринятыми мировыми стандартами учета и отчетности, включения в процедуры управления финансами вычислительной техники и телекоммуникаций, использования более «тонких» процедур налогового планирования, эффективного использования денежных средств, капитала и активов предприятия, развития фондового рынка, «прозрачности» как государственного, так и частного секторов экономики России.

 

3.1.                Инновационная деятельность предприятия и ее поддержка финансовым менеджментом

Под инновационной деятельностью предприятия понимается работа сотрудников предприятия для достижения следующих целей:

                    создание и внедрение новых бизнес и производственных технологий,

                    разработка и осуществление инвестиционных проектов.

Деятельность любого отдела, цеха, службы, департамента можно разделить на «проектную» часть и «статусную» часть. Структурное подразделение ведет свою деятельность согласно цели его создания. Если эта деятельность в течении длительного времени не изменяется, то она становится «статусной», штатной для этого подразделения.

«Проектная» деятельность структурного подразделения возникает в тех случаях, когда подразделению добавляют новую функцию, которую оно будет выполнять длительное время, либо дают задачу, действующую в ограниченном периоде времени.

Предметом инновационной деятельности часто оказывается «статусная» деятельность. Происходит это в том случае, когда оптимизируется штатная («статусная») работа подразделения – внедряются новые бизнес или производственные технологии работы.

 

3.1.1.     Порядок операций при инновационной деятельности

Порядок операций при инновационной деятельности не зависит от профиля работы структурного подразделения, его можно свести к следующим этапам:

A.     формулирование проблем и целей,

B.     определение задач, выполнение которых приведет к достижению поставленных целей,

C.     определение этапов выполнения задач, формирования графика выполнения этапов,

D.     определение ресурсов и источников их поступления,

E.      мониторинг и контроль выполнения этапов,

F.      анализ исполнения поставленных задач, достижения целей.

Рабочим документом при этих операциях является «План работ» (см. Рис. 29).

Вводится определение понятий «проблема», «задача», «этап». Технология инновационной деятельности строится на последовательном формулировании и исполнении логической цепочки «проблема» - «задача» - «этап» - «ресурсы» - «исполнитель».

Формулируется проблема (проблемы), которая в данный момент или в ближайшем будущем будет мешать запланированной работе предприятия (подразделения). Формулирование проблемы – одно из самых сложных этапов. Часто уже после формулирование проблемы, облечения ее в словесную оболочку, ее вербализация приводит к постановке задач, решение которых может привести к снятию, разрешению проблемы. В этом плане «проблема» - это цель, которую надо достичь, хотя порою и не ясно, нужно ли ее вообще достигать. В виде примера можно привести следующую проблему «Надо кормить обедами и ужином сотрудников и клиентов предприятия».

В виде путей разрешения можно рассмотреть следующие задачи:

-                     отремонтировать заброшенную столовую для приготовления пищи силами предприятия,

-                     сдать в аренду предприятию общественного питания площади и оборудования заброшенной столовой,

-                     заключить договор с предприятием быстрого питания, которое будет доставлять на предприятие готовые обеды и ужины.

Каждая из вышеприведенных задач требует время и ресурсы для их решения, поэтому производится оценка необходимых для решения каждой из задач ресурсов, в том числе и временных. Особенность заключается в том, что до осознания данной проблемы предприятие не решало таких задач, следовательно, оценить необходимые ресурсы возможно лишь приблизительно.

Для увеличения степени определенности задачи разбиваются на этапы, которые могут иметь определенный, заранее известный результат. Для каждого этапа назначается исполнитель, который несет ответственность за выполнение этапа и, со своей стороны, оценивает необходимые временные и прочие ресурсы. После проведенной оценки этапов и задач, принимается решение о приоритетной (-ных) задаче (-чах), формируется поэтапный план и сроки выполнения этапов.

В случае запуска сразу нескольких задач на предварительную проработку, определяется реперные сроки – окончание некоторых этапов, по истечению которых необходимо принимать решение о перебросе приоритета между задачами, приостановке выполнения задачи (задач), окончания разрешения проблемы и т.п.

Такая технология может использоваться не только в деятельности финансово-экономических служб и отделов, но и при производственной и коммерческой деятельности других служб и отделов.

 

3.1.2.     Финансирование проектных работ

Ниже приводится пример использования инновационных технологий при планировании и контроле проведения проектных работ (ПР) на предприятии.

Под проектными работами (ПР) понимаются следующие виды работ:

-         все расходы, по которым имеют периодичность более года, либо периодичность не имеют и являются разовыми,

-         стоимость расходов определить заранее и отнести к нормируемым нельзя, они относятся к  ненормируемым расходам,

-         объем работ, выраженный в нормочасах, более восьми,

-         стоимость расходов более 1 000 (Одна тысяча) руб.

К проектным работам относятся строительные, ремонтные и прочие (консалтинговые, информационные) работы.

Под аварийными работами понимаются такие виды проектных работ, планирование по которым осложнено. Тем не менее, по завершению выполнения аварийных работ формируется полный пакет документов, соответствующий настоящему регламенту.

По непланируемым работам, каждая из которых имеет продолжительность менее 8 (Восемь) нормочасов, либо стоимость расходов по смете менее 1 000 (Одна тысяча) руб., формируется приблизительная единая смета непланируемых работ на месяц (в рублях и нормочасах), а по результатам работы за месяц отчет по непланируемым работам.

По типу осуществления проектные работы могут выполняться сторонними организациями (лицами) – подрядный способ выполнения работ, или собственными силами – хозяйственный способ выполнения работ.

Учет проектных работ (ПР)  можно разбить на следующие этапы:

1.   планирование работ

1.1.  Этап планирования проектных (ремонтных и строительных) работ (Рис.30) начинается с подачи Профильным директором (Начальником отдела) Департамента Заказчика Начальнику отдела (Профильному директору) Департамента Исполнителя  двух экземпляров Заявки на выполнение проектных (ремонтных и строительных) работ. Исполнителем по Заявке является Отдел (Департамент), который обычно выполняет аналогичные работы. Заказчиком и Исполнителем по одной Заявке может быть один и тот же Отдел (Департамент),

1.2.  Начальник отдела (Профильный директор) Департамента Исполнителя определяет возможность выполнения работ,

1.3.  В случае возможности выполнения работ, Начальник отдела Исполнителя регистрирует Заявку. Иначе ставит на Заявке свою визу с мотивированным отказом,

1.4.  Начальник отдела Исполнителя в случае определения возможности выполнения работ регистрирует Заявку в Журнале регистрации Заявок, ставит на Заявке дату и номер регистрации Заявки в Журнале регистрации, ставит подпись и отдает  один экземпляр представителю Заказчика,

1.5.  В случае невозможности выполнения Заявки Начальник отдела и Профильный директор Департамента Исполнителя ставят на Заявке свою визу с мотивированным отказом  и отдают один экземпляр Заявки Заказчику,

1.6.  Начальник отдела Исполнителя формирует пакет проектных документов, который состоит из:

-       Проекта (Рис. 31),

-       Сметы (Рис. 32).

1.7.  Начальник отдела, Профильный директор Департамента Исполнителя, Профильный директор Департамента Заказчика подписывают проектные документы,

1.8.  После подписания Заказчиком и Исполнителем проектные документы по Заявке передаются Финансовому директору для согласования,

1.9.  После согласования с Финансовым директором проектные документы по Заявке передаются Генеральному директору для утверждения,

1.10.   После утверждения Генеральным директором проектных документов по Заявке, Отдел контроллинга Департамента финансов включает  проект  в План проектных работ,

1.11.   На основании Плана проектных работ Отдел контроллинга формирует   План проектных работ месяца,

1.12.   План проектных работ месяца передается Финансовому директору для согласования,

1.13.   После согласования с Финансовым директором План проектных работ на месяц передаются Генеральному директору для утверждения,

1.14.   После утверждения Генеральным директором Плана проектных работ на месяц, Отдел контроллинга Департамента финансов включает  расходы по утвержденному Плану в плановые документы месяца,

2.   исполнение работ,

2.1.       Этап исполнения проектных работ (Рис. 33) начинается с подачи Начальником отдела Исполнителя в Отдел контроллинга Департамента финансов Разрешения на расходы по финансированию проекта (этапа). При этом в Разрешении на расходы указывается код и название проекта (этапа проекта),

2.2.       Финансовый контроллер производит проверку сроков финансирования проекта (этапа проекта),

2.3.       Если финансирование своевременно происходит проверка исполнения уже финансированных проектов (этапов). Иначе финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по срокам финансирования,

2.4.       Если финансирование своевременно происходит проверка исполнения уже финансированных проектов (этапов),

2.5.       Если финансирование несвоевременно финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по срокам финансирования,

2.6.       Если предыдущий проект (этап) выполнен и представлены документы о его выполнении, происходит проверка наличия предмета финансирования в смете проекта (этапа). Иначе финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по отсутствию документов, подтверждающих исполнение предыдущего проекта (этапа),

2.7.       Если предыдущий проект (этап) выполнен и представлены документы о его выполнении, происходит проверка наличия предмета финансирования в смете проекта (этапа). Если предыдущий проект (этап) не выполнен (не предоставлены документы о его выполнении), финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по невыполнению предыдущих проектов (этапов),

2.8.       Если предмет финансирования, указанный в Разрешении на расходы, присутствует в смете проекта (этапа) происходит проверка перерасхода по смете проекта (этапа). Иначе финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по отсутствию предмета финансирования в смете проекта (этапе),

2.9.       Если предмет финансирования, указанный в Разрешении на расходы, присутствует в смете проекта (этапа), происходит проверка перерасхода по смете проекта (этапа),

2.10.       Если предмет финансирования, указанный в Разрешении на расходы, отсутствует в смете проекта (этапа), финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по отсутствию предмета финансирования в смете проекта (этапе) и требует корректировки сметы,

2.11.   Если имеется перерасход по смете, финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по перерасходу по смете. Иначе производится оплата по Разрешению на расходы и учет фактической стоимости,

2.12.   Если имеется перерасход по смете, финансовый контроллер ставит свою визу на Разрешении на расходы с мотивированным отказом по перерасходу по смете и выставляет требование на подачу Заявки на дополнительное обеспечение,

2.13.   Если перерасхода по смете нет, финансовый контроллер производит оплату по Разрешению на расходы и учитывает фактическую стоимость оплачиваемых ценностей,

 

Hosted by uCoz