2.3.2.     Срочность планирования и отчетности

Под срочностью планирования и отчетности здесь понимается как глубина планирования, так и степень неопределенности ключевых показателей при планировании.

Неопределенность при планировании – один из основных факторов, определяющий точность и практическую ценность планирования. Чем глубже производится планирование, чем более долгосрочный строится план, тем большее количество показателей становится сложно оценить.

К перечню сложно оцениваемых показателей можно отнести следующие:

¨             виды, группы, номенклатуры реализуемых товаров (готовой продукции) и их объем в натуральных величинах,

¨             цены реализуемых товаров (готовой продукции),

¨             виды, группы, номенклатуры закупаемых сырья, материалов и комплектующих и их объем в натуральных величинах,

¨             цены закупаемых сырья, материалов и комплектующих,

¨             цены на используемые услуги, работы,

¨             валютные курсы при импорте / экспорте.

Для оценки таких показателей используются данные маркетинговых исследований, статистические данные за прошедшие периоды, экспертные оценки.

Для возможности, с одной стороны, оценить ошибки планирования, а, с другой стороны, скорректировать план,  как правило, план на определенный срок разбивается на более короткие планы. Более краткосрочные планы подчиняются принципу «вложения» в более долгосрочные планы:

o       долгосрочные планы строятся по периодам, соответствующим среднесрочным планам,

o       среднесрочные планы строятся по периодам, соответствующим краткосрочным планам,

o       краткосрочные планы строятся по периодам, соответствующим ткущим (оперативным) планам.

По результатам окончания планового периода на разницу между плановыми и отчетными показателями за истекший период корректируется план следующего периода таким образом, чтобы показатели более долгосрочного плана были выполнены.

Существуют еще три вида планов:

-                     план стратегического развития,

-                     кризисный план,

-                     бизнес-план.

План стратегического развития формулирует качественные показатели основных направлений развития предприятия (группы, холдинга), оставляя для долгосрочных планов определение их количественных показателей. Из-за отсутствия количественных показателей план стратегического развития, как правило, не сравнивают с его исполнением. План стратегического развития не включает в себя полный перечень планов (план продаж, закупок и т.п.), т.к. из-за отсутствия информации практически невозможно сделать сбалансировать количественные показатели планов.

Кризисный план, так же как и план стратегического развития, как правило, не включает в себя полный перечень плановых документов. Формирование кризисного плана происходит в сжатые временные сроки, при отсутствии адекватной информации в условиях финансового и / или производственного кризиса на предприятии. Целью кризисного плана является перераспределение ресурсов в условиях их жесточайшей недостаточности.

Бизнес – план формируется под определенный бизнес - проект и служит для оценки прибыльности проекта и его финансовой состоятельности.

 

2.3.2.1.            Долгосрочные планы и отчеты

Долгосрочные планы формируются на период 15 – 25 лет на основе планов стратегического развития. Основой плана является инвестиционная составляющая, позволяющая спланировать крупномасштабную реконструкцию, модернизацию бизнеса, производства, изменению его направления.

Долгосрочный план формируется с разбивкой по периодам в 5 – 10 лет.

Анализ исполнения долгосрочных планов показывает реальность достижения показателей плана стратегического развития предприятия.

 

2.3.2.2.            Среднесрочные планы и отчеты

Среднесрочные планы формируются на период 5 – 10 лет на основе долгосрочных планов. Основой плана являются периода развития новых производственных и бизнес – технологий, используемых на предприятии (группе, холдинге).

Среднесрочный план формируется с разбивкой по периодам в 1 – 5 лет.

Анализ исполнения среднесрочных планов показывает реальность достижения показателей долгосрочного плана предприятия.

 

2.3.2.3.            Краткосрочные планы и отчеты

Краткосрочные планы формируются на период 1 – 5 лет на основе среднесрочных планов. Основой плана являются периоды годовых циклов развития бизнеса на предприятии (группе, холдинге).

Краткосрочный план формируется с разбивкой по периодам от 1 квартала до 1 года.

Анализ исполнения краткосрочных планов показывает реальность достижения показателей среднесрочного плана предприятия.

 

2.3.2.4.            Текущие (оперативные) планы и отчеты

Текущие (оперативные) планы формируются на период от 1 недели до 1 квартала на основе краткосрочных планов. Основой плана являются периоды сезонных (месячных) циклов развития бизнеса на предприятии (группе, холдинге).

Текущий (оперативны) план формируется с разбивкой по периодам: от 1 смены - до 1 месяца.

Анализ исполнения текущий (оперативных) планов показывает реальность достижения показателей краткосрочного плана предприятия.

 

Hosted by uCoz