Понятие финансового менеджмента связано не только с учетом хозяйственных операций по изменению активов и обязательств предприятия (группы, холдинга). Управление финансами – это наука и практика пользования во времени финансово-экономическими ресурсами. Фактор времени в финансах является одним из решающих, поэтому особое место в финансовом менеджменте занимает планирование и отчетность.
Несмотря на то, что финансовый менеджмент в основном рассматривает финансовое планирование, нельзя не отметить, что основой финансового планирования и исходными данными для него является планирование основных бизнес и производственных процессов предприятия (группы, холдинга).
Виды планирования непосредственно связаны с видами деятельности предприятия, среди которых основными наверняка можно считать следующие:
- продажа товаров (реализация произведенной продукции),
- хранение и транспортировка как товаров и готовой продукции, так и сырья, материалов и комплектующих (логистика),
- производство,
- снабжение и закупка,
- инвестиционная деятельность,
- финансовая деятельность.
Основные виды деятельности тесно связаны между собой, что определяет порядок их планирования:
a. планирование продаж, основанное на потребностях рынка товара (готовой продукции),
b. планирование операций по хранению и транспортировки товара (готовой продукции) с целью его продажи,
c. планирование производства, в размере, необходимом для запланированного хранения и транспортировки,
d. планирование операций по хранению и транспортировки сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства,
e. планирование закупок и снабжения, исходя из производственных планов,
f. планирование инвестиций, маркетинга и рекламы, исходя из стратегических и тактических планов развития предприятия,
g. планирование финансовой деятельности по привлечению финансовых средств, либо их вложению в другой бизнес.
Алгоритм формирования планов приведен на Рис. 26. Каждый из последующих планов основывается на предыдущем:
- производство основывается на продажах,
- закупки (снабжение) - на производстве,
- хранение и транспортировка - на продажах и закупках,
- инвестиции – на производстве.
Финансовые планы, в число которых входя планы движения денежных средств, планы прибыли и убытков, прогнозные балансы объединяют вышеперечисленные планы, определяют финансовый результат деятельности, избыток или недостачу денежных средств.
При несоответствии финансовых планов долгосрочному и краткосрочному видению бизнеса руководителями производится корректировка всех предыдущих планов.
2.3.1.1.
Планирование операций
реализации продукции (товаров)
Планирование продаж ведется функциональными отделами, которые занимаются реализацией товара (произведенной готовой продукции). Планирование ведется на определенный ранее срок, по видам, группам и номенклатуре товара (готовой продукции).
К документам планирования операций реализации товара (готовой продукции) относятся следующие планы:
§ план продаж по видам, группа и номенклатурам товара в натуральном и стоимостном выражениях,
§ план инкассации дебиторской задолженности (возврата денежных средств от продаж) по покупателям,
§ план дебиторской задолженности покупателей.
Планирование основывается на данных маркетинговых исследований, заключенных договорах, данных о возможностях производства, хранения и транспортировки.
2.3.1.2.
Планирование
производственных операций
Планирование производства ведется функциональными отделами, которые занимаются производством готовой продукции. Планирование ведется на определенный ранее срок, по видам, группам и номенклатуре готовой продукции.
К документам планирования производственных операций относятся следующие планы:
§ план производства по видам, группа и номенклатурам продукции в натуральном и стоимостном выражениях,
§ план себестоимости по номенклатурам продукции,
§ бюджет постоянных расходов производства.
Планирование основывается на планах продаж, данных о производственных мощностях, хранения и транспортировки сырья, материалов и комплектующих.
2.3.1.3.
Планирование снабжения и
закупочной деятельности
Планирование снабжения и закупок ведется функциональными отделами, которые занимаются снабжением сырьем, материалами и комплектующими производства (закупками товара). Планирование ведется на определенный ранее срок, по видам, группам и номенклатуре сырья, материалов и комплектующих, (товара).
К документам планирования операций снабжения и закупок относятся следующие планы:
§ план снабжения (закупок) по видам, группа и номенклатурам сырья, материалов и комплектующих (товара) в натуральном и стоимостном выражениях,
§ план оплат по поставщикам,
§ план кредиторской задолженности перед поставщиками.
Планирование основывается на данных маркетинговых исследований, заключенных договорах, данных о потребностях производства, хранения и транспортировки.
2.3.1.4.
Планирование операций
хранения и транспортировки
Планирование хранения и транспортировки ведется функциональными отделами, которые занимаются логистикой (хранением и транспортировкой материальных ценностей). Планирование ведется на определенный ранее срок, по видам, группам и номенклатуре сырья, материалов и комплектующих, (товара), готовой продукции, местам хранения, направлениями транспортировки, видами транспорта. К задачам планирования хранения и транспортировки относятся планирование таможенной очистки и сертификации, в случае, если это необходимо.
К документам планирования операций хранения и транспортировки относятся следующие планы:
§ план хранения и транспортировки по видам, группа и номенклатурам сырья, материалов и комплектующих (товара), готовой продукции в натуральном и стоимостном выражениях по местам хранения, направлениям транспортировки, видам транспорта, таможням,
§ план оплат по поставщикам услуг по хранению, транспортировке, таможенной очистке и сертификации,
§ план кредиторской задолженности перед поставщиками услуг по хранению, транспортировке, таможенной очистке и сертификации.
Планирование основывается на заключенных договорах, данных о потребностях закупок и продаж (снабжения).
2.3.1.5.
Финансовое планирование
Финансовое планирование ведется функциональными отделами, такими как планово-экономический, финансовый, бухгалтерией.
Планирование ведется в несколько этапов:
1) сведение материальных планов закупки (снабжения), хранения и транспортировки, производства и закупки в натуральных показателях в единый план движения материальных ценностей по предприятию (группе, холдингу),
2) проверка соответствия между вышеперечисленными планами в натуральных показателях с целью выявления возможных «разрывов» при передаче материальных ценностей между планами,
3) сведение материальных планов закупки (снабжения), хранения и транспортировки, производства и закупки в стоимостных показателях в единый план движения материальных ценностей по предприятию (группе, холдингу),
4) проверка соответствия между вышеперечисленными планами в стоимостных показателях на планируемый период и аналогичных планов за прошедшие периоды с целью выявления возможных несоответствий между планами во времени,
5) формирование плана прибыли и убытков предприятия (группы, холдинга), оценка возможностей изменения показателей плана прибыли и убытков в сторону его улучшения,
6) формирование планов прибыли и убытков предприятий группы (холдинга), с целью перераспределения прибыли между предприятиями,
7) формирование плана движения денежных средств предприятия (группы, холдинга), оценка сумм, необходимых для поддержания ликвидности предприятия (группы, холдинга), либо для инвестирования, определение возможностей изменения показателей планов (продаж, закупок, дебиторской и кредиторской задолженности) в сторону его улучшения ликвидности предприятия (группы, холдинга),
8) формирование плана налогов предприятия (группы, холдинга),
9) формирование планов налогов предприятий группы (холдинга),
10) формирование планов движения денежных средств предприятий группы (холдинга), с целью перераспределения денежных средств между предприятиями,
11) формирование прогнозного баланса предприятия (группы, холдинга), оценка активов и обязательств по их категориям и видам, с целью получения максимально ликвидного баланса предприятия (группы, холдинга),
12) формирование прогнозного баланса предприятий группы (холдинга), с целью перераспределения активов и пассивов между предприятиями,
13) выдача замечаний и требований по корректировке исходных планов закупок, продаж, транспортировки хранения, производства.
Планирование ведется на определенный ранее срок, по видам, группам и номенклатуре сырья, материалов и комплектующих, (товара), готовой продукции, местам хранения, направлениями транспортировки, видами транспорта.
К документам финансового планирования относятся следующие планы:
§ план прибыли и убытков предприятия (группы, холдинга),
§ план налогов предприятия (группы, холдинга),
§ план движения денежных средств предприятия (группы, холдинга),
§ прогнозный баланс предприятия (группы, холдинга),
§ планы прибыли и убытков предприятий группы (холдинга) - в случае группы предприятий (холдинга),
§ планы налогов предприятий группы (холдинга) - в случае группы предприятий (холдинга),
§ планы движения денежных средств предприятий группы (холдинга) - в случае группы предприятий (холдинга),
§ прогнозный баланс предприятий группы (холдинга) - в случае группы предприятий (холдинга).
Планирование основывается на плановых документах по операциям продаж, снабжения и закупок, производства, хранения и транспортировки, отчетов о деятельности предприятия (группы, холдинга) за предыдущие периоды, заключенных договорах.