2.1.2.     Прозрачность и конфиденциальность учета

Под прозрачностью учета часто понимают его понятность и непротиворечивость. Характерный пример бухгалтерский учет многих современных предприятий: реальные успехи предприятия, его не бумажное, а фактическое стабильное, устойчивое состояние, соседствует с убытками, плохой ликвидностью, а порою и отсутствием активов в бухгалтерском учете. Кредитор, инвестор, получив такие документы, не понимает, зачем ему надо вкладывать деньги в убыточное предприятие, у которого кроме убытков и долгов ничего нет. И слова собственника, топ-менеджера о том, что «у нас все хорошо», часто не имеют под собой никакой документальной основы.

Бухгалтерии очень сложно, а порой и невозможно дать объяснение такому «экономическому чуду». О причинах разрыва между фактическим состоянием дел у предприятия и его бухгалтерском отражении уже было сказано выше, как и требование к управленческому учету, понятному, адекватному происходящим событиям и состоянию предприятия.

Прозрачность учета базируется на выполнении следующих требований:

ü   документальное основание для учета,

ü   агрегированность отчетных данных,

ü   полный перечень логически связанных отчетных документов.

Потеря учетных документов ведет к любой, а, следовательно, почти заведомому искажению данных учета, его интерпретации, любые операции, связанные с изменением активов и обязательств, их перераспределению, должны фиксироваться даже в том случае, если операция уникальна и нигде в методиках учета не описана. Учетный документ, как в бумажном, так и в электронном виде, должен содержать кроме даты (времени) операции, ее названия (типа, вида), количества, состава, суммы и многих возможных других реквизитов, идентификатор лица, подготовившего документ, а также лица, разрешившего проведение операции.

В системе управленческого учета отчетные документы важны не только для отражения состояния предприятия и движения его активов, обязательств, но и для достоверности управленческой информации. Достоверность информации достигается в результате полного охвата учетом всей информации, четкой работы лиц, регистрирующих учетную информации и системы внутреннего контроля за правильностью интерпретации и регистрации информации. Полный перечень логически связанных отчетных управленческих документов является основой для достоверности и прозрачности учета.

Общий перечень отчетных документов и связи между ними приведены на Рис. 4. К ним относятся:

q       отчет о движении товарно-материальных ценностей (ТМЦ),

q       отчет о движении денежных средств (ДС),

q       отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами,

q       отчет о прибыли и убытках,

q       управленческий баланс.

Отчеты о движении товарно-материальных ценностей, движении денежных средств и отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами формируются по принципу вычисления исходящего сальдо за период (1):

Исходящее сальдо = Входящее сальдо + Дебетовый оборот – Кредитовый оборот

(1)

Отчет о движении товарно-материальных ценностей отражает движение материальных ценностей по местам хранения (транспортировки) за период (2):

Исходящее остаток ТМЦ = Входящее остаток ТМЦ + Поступление ТМЦ – Выбытие ТМЦ

 (2)

Форма документа «Отчет о движении товарно-материальных ценностей» представлена на Рис. 5.

Отчет о движении денежных средств отражает движение денежных и прочих финансовых средств по видам финансовых средств, местам хранения (транзита) за период (3):

Исходящее остаток ДС = Входящее остаток ДС + Поступление ДС – Выбытие ДС

 (3)

Форма документа «Отчет о движении денежных средств» представлена на Рис. 6.

Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами отражает изменение расчетов с контрагентами предприятия по видам расчетов и контрагентам за период (4):

Исходящее остаток задолженности = Входящее остаток задолженности + Увеличение задолженности – Уменьшение задолженности

 (4)

Форма документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами» представлена на Рис. 7.

Отчеты о прибыли и убытках формируются по принципу вычисления финансового результата за период (5):

Прибыль = Реализация – Затраты – ( Операционные расходы + Прочие доходы – Прочие расходы) - Налоги

(5)

Форма документа «Отчет о прибыли и убытках» представлена на Рис. 8.

Управленческий баланс формируется по принципу балансирования активов и пассивов предприятия на конец периода (6):

Активы = Обязательства + Прибыль

(6)

Форма документа «Управленческий баланс» представлена на Рис. 9.

Как следует из Рис. 4 - 9, статьи документа «Управленческий баланс» связаны другими документами следующим образом:

§         статья «Товарно-материальные ценности (ТМЦ)» формируется на основании статьи «Исходящий остаток ТМЦ» документа «Отчет о движении ТМЦ»,

§         статья «Дебиторская задолженность» формируется на основании статьи «Исходящий остаток задолженности. Дебиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами»,

§         статья «Денежные средства» формируется на основании статьи «Исходящий остаток ДС» документа «Отчет о движении денежных средств»,

§         статья «Кредиторская задолженность» формируется на основании статьи «Исходящий остаток задолженности. Кредиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами»,

§         статья «ОС, НМА, МБП (Основные средства, Нематериальные активы, Малоценные и Быстро изнашиваемые предметы)» формируется на основании статьи «Исходящий остаток ТМЦ» документа «Отчет о движении ТМЦ»,

§         статья «Прибыль» формируется расчетным способом на основании формулы (6).

Статьи документа «Отчет о прибыли и убытках» связаны с другими документами следующим образом:

§         статья «Реализация» формируется на основании статьи «Увеличение задолженности. Дебиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами»,

§         статья «Затраты. Товар» формируется на основании статьи «Выбытие ТМЦ» документа «Отчет о движении товарно-материальных ценностей»,

§         статьи «Операционные затраты», «Прочие доходы и расходы», «Налоги», «Расходы из прибыли» формируется на основании статьи «Увеличение задолженности. Кредиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами»,

§         статья «Валовая прибыль», «Прибыль до налогов», «Чистая прибыль» формируется расчетным способом на основании формулы (5).

Статьи документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами» связаны с другими документами следующим образом:

§         статья «Входящий остаток задолженности» и «Исходящий остаток задолженности» для дебиторов и кредиторов формируется на основании статей «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность» документов «Управленческий баланс» соответственно начала и конца периода отчетности,

§         статья «Увеличение задолженности. Дебиторы» формируется на основании статей «Реализация» документа «Отчет о прибыли и убытках»,

§         статья «Увеличение задолженности. Кредиторы» формируется на основании статьи «Поступление ТМЦ» документа «Отчет о движении товарно-материальных ценностей», а так же статей «Прочие расходы» и «Операционные расходы» документа «Отчет о прибыли и убытках»,

§         статья «Уменьшение задолженности. Дебиторы» формируется на основании статей «Выбытие ДС» документа «Отчет о движение денежных средств»,

§         статья «Уменьшение задолженности. Кредиторы» формируется на основании статей «Выбытие ДС» документа «Отчет о движение денежных средств».

Статьи документа «Отчет о движении товарно-материальных ценностей» связаны с другими документами следующим образом:

§         статья «Входящий остаток ТМЦ» и «Исходящий остаток ТМЦ» формируется на основании статей «ТМЦ» и «ОС, НМА, МБП» документов «Управленческий баланс» соответственно начала и конца периода отчетности,

§         статья «Поступление ТМЦ» формируется на основании статей «Увеличение задолженности. Кредиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами»,

§         статья «Выбытие ТМЦ» формируется на основании статьи «Затраты. Товар» документа «Отчет о прибыли и убытках».

Статьи документа «Отчет о движении денежных средств» связаны с другими документами следующим образом:

§         статья «Входящий остаток ДС» и «Исходящий остаток ДС» формируется на основании статей «Денежные средства» документов «Управленческий баланс» соответственно начала и конца периода отчетности,

§         статья «Поступление ДС» формируется на основании статей «Уменьшение задолженности. Дебиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами»,

§         статья «Выбытие ДС» формируется на основании статей «Увеличение задолженности. Кредиторы» документа «Отчет о расчетах с дебиторами и кредиторами».

Для того, чтобы данные, полученные на документальном основании, смогли быть отражены в управленческих отчетах, необходимо иметь возможность эти данные структурировать и агрегировать, «свертывать». Соответствие управленческого учета производственным и бизнес – процессам, как было показано, является основанием для функциональной полноты учета. Следующим шагом при формировании управленческого учета является определение объектов учета – предметной аналитики учета.

Предметная аналитика учета процессов, представленных на Рис. 2, по бизнес процессу «Реализация дилерам и оптовикам» следующая:

-                            «Реализация дилерам»,

o       «Реализация дилерам по фиксированной цене»

§         «Реализация дилерам по фиксированной рублевой цене»

·        «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру А»

o       «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру А товарной группы TT»

§         «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру А товарной группы TT номенклатуры TT-YYZZ»

o       «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру А товарной группы QQ»

§         «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру А товарной группы QQ номенклатуры QQ - YYZZ»

·        «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру Б»

§         «Реализация дилерам по фиксированной валютной цене»

o       «Реализация дилерам по гибкой цене»

§         «Реализация дилерам по гибкой рублевой цене»

·        «Реализация по фиксированной рублевой цене Дилеру А»

§          «Реализация дилерам по гибкой валютной цене»

-                             «Реализация оптовикам»,

o       «Реализация оптовикам по фиксированной цене»

§          «Реализация оптовикам по гибкой рублевой цене»

·        «Реализация по фиксированной рублевой цене Оптовику АА»

§          «Реализация оптовикам по гибкой валютной цене»

o        «Реализация оптовикам по гибкой цене»

На Рис. 10, представленном ниже, дан пример документа «План движения денежных средств «Хладокомбината» в разагрегированном виде.

На Рис. 11, тот же документ представлен в «свернутом» виде, а на Рис. 12 приведен документ в агрегированном виде.

Наиболее агрегированный вид документа (Рис. 12) удобен топ - менеджменту для оценки общей ситуации в «укрупненном» виде, состояния доходов и расходов и определения причин изменения уровня доходов и расходов.

Определив причину различия плана данного месяца с предыдущим, руководитель предприятия, финансовый директор по виду документа, представленном на Рис. 11, могут определить, какие категории расходов или доходов различаются. Потребовав вид документа в разагрегированном виде (Рис. 10), либо вырезку из такого документа, руководители предприятия определяют конкретную причину различия с точностью до платежа.

При формировании приведенного на Рис. 10, Рис. 11Рис. 12  документа, руководители отделов и служб подают руководителю своего департамента план в разагрегированном виде.

Руководители департаментов, получив от руководителей служб и отделов плановые документы в разагрегированном виде, анализируют их и направляют их в планово-экономический отдел, где документы, полученные от разных департаментов, проверяют, консолидируют и агрегируют в виды Рис. 11 и Рис. 12. для предоставления руководителям предприятия.

Руководители предприятия проверяют, соответствуют ли поданные документы (в агрегированном виде) направлению развития предприятия. Если – нет, производится анализ документов в разагрегированном виде, с целью выяснения причин.

Прозрачность информации часто понимается как ее открытость. Но открытость, имеющая смысл «публичность», не означает полный доступ к информации предприятия. Имеется понятие «коммерческая тайна», закрепленное нормативными документами. И, не смотря на жестко закрепленный перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне, большинство руководителей предприятий стараются скрыть максимально все. Это приводит к тому, что, как правило, не существует разграничение на информацию с различными категориями допуска.

Текущие условия диктуют следующие категории доступа к информации:

1)      бухгалтерские балансы, заверенные налоговыми службами,

2)      консолидированные балансовые отчеты входящих в холдинг (группу) предприятий, построенные на основании бухгалтерских балансов, заверенных налоговыми службами,

3)      справки, полученные на основании информации категории 1 и 2,

4)      первичные документы, на основании которых были созданы документы категорий 1 – 3,

5)      документы взаиморасчетов между предприятиями холдинга (группы) и внешними контрагентами,

6)      документы внутренних взаиморасчетов между предприятиями холдинга (группы),

7)      документы оперативного движения материальных и финансовых средств,

8)      текущие и оперативные планы и их исполнение,

9)      действующие бизнес – процессы и процедуры, knowhow предприятия (холдинга, группы),

10)      краткосрочные и среднесрочные планы,

11)      перспективные бизнес – процессы и процедуры, разрабатываемые или требующие разработки на предприятии (в холдинге, группе),

12)      структура собственности в ее реальном виде.

Категории, представленные выше расположены в порядке возрастания конфиденциальности. Категории доступа к информации должны соответствовать категориям пользователей информации.

Категории пользователей информации:

1.      собственники,

2.      высшее руководство холдинга (группы предприятий),

3.      службы учета и финансового контроля холдинга (группы предприятий),

4.      менеджмент холдинга (группы предприятий),

5.      высшее руководство предприятия,

6.      службы учета и финансового контроля предприятия,

7.      менеджмент предприятия,

8.      руководители функциональных подразделений,

9.      сотрудники функциональных подразделений,

10.  внешние пользователи.

Таблица соответствия категорий пользователей информации категориям доступа к информации представлена на Рис. 13. Одновременно принципы прозрачности и конфиденциальности информации могут существовать при следующих условиях:

Не менее важными являются и организационно-технические меры по сохранению конфиденциальности информации:

1.      четкое разграничение организационной структуры предприятия на подразделения (департаменты, службы, отделы, группы) с определением потоков проходящей через них информацией, доступа сотрудников подразделений к  информации и возможности ее корректировки,

2.      территориальное ограничение доступа сотрудников предприятия в помещения, где происходит сбор, обработка и хранение информации,

3.      защита компьютерной информационной системы от несанкционированного доступа и превышения полномочий доступа пользователей,

4.      максимально возможное ограничение доступа к консолидированной и аналитической информации,

5.      жесткий контроль за сотрудниками, имеющими доступ к консолидированным и аналитическим данным.

 

Hosted by uCoz