Финансовый менеджмент является частью менеджмента предприятия. Объектом финансового менеджмента является товарно-денежные отношения предприятия как со сторонними контрагентами (предприятиями, организациями), так и с внутренними контрагентами (предприятиями и организациями холдинга, группы, подразделениями предприятия).
Финансовый менеджмент занимается управлением материальными и денежными ресурсами и обязательствами. Вид финансового менеджмента, его место в системе управления предприятием (холдингом, группой предприятий), с одной стороны, зависит от объемов производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), широты номенклатуры, вида бизнеса. Эти условия характерны для определенных видов бизнеса и его объемов и мало различаются по принадлежности предприятия в национальной экономике страны.
С другой стороны, финансовый менеджмент зависит от особенностей экономических и прочих факторов, которые характерны для страны деятельности предприятия (холдинга, группы предприятий), которое является объектом финансового менеджмента.
Настоящая работа посвящена финансовому менеджменту российских коммерческих предприятий, поэтому основное значение в работе придается особенностям развития финансового менеджмента в России в текущий период времени.
Современные условия экономического и финансового развития России являются той средой, в которой происходит развитие, как предприятия, так и систем управления предприятиями. Одновременно, изменение финансово-экономических условий является движущей силой развития менеджмента в России.
К особенностям российского рынка можно отнести следующие факторы:
длительный срок существования в России планово-государственной экономики социализма,
малый срок, прошедший с начала разрушения в России экономики социализма и построения экономики нового типа,
высокая степень динамизма внешних и внутренних условий развития экономики,
слабое развитие и отсутствие традиций в управлении финансами и экономикой предприятий в России,
недостаточное развитие законодательной и юридической базы развития предприятий, отсутствие традиций коммерческого оборота, характерного для деятельности предприятий развитых стран,
продолжающий передел собственности в России, отсутствие разграничения на собственников и менеджеров, влияние государственной бюрократии на процесс передела собственности и его управления,
перманентное изменение налогового, таможенного и иного коммерческого законодательства, высокие юридические риски бизнеса и инвестиций,
недостаточное развитие бухгалтерского учета, несоответствие его международным стандартам,
отсутствие необходимого количества профессионально подготовленных менеджеров и специалистов управления предприятиями и организациями.
Ранжирование вышеперечисленных факторов характерно для каждого вида бизнеса и предприятия в нем. Кроме того, приведенный перечень факторов не может являться исчерпывающим.
Протяженность территории России, неравномерное распределение сырьевых, производственных и трудовых ресурсов, разрыв производственных связей со странами – бывшими республикам СССР усугубили последствия планово-государственной экономики социализма, замедляют процессы перехода экономики России на рыночные рельсы.
С распадом СССР, либерализации экономики российские предприятия остались только со своими интересами и старыми руководящими кадрами, привыкшими своевременно и ударно исполнять решения съездов партии, приказы министерств и главков. Свободы для предприятий оказалось слишком много. Одновременно с этим, министерства и ведомства остались без рычагов управления предприятиями, перестали играть регулирующую роль в отраслях. Экономика России потеряла управляемость.
Принципы регулирования работают при определенных условиях. Эти условия действия принципов регулирования не безграничны, даже для таких основополагающих принципов регулирования экономикой, как принцип рыночного регулирования. Соответствие спроса и предложения, конкуренция, стремление увеличить прибыль – эти принципы, как оказалось, не работают в «граничных» условиях – условиях перехода от планового регулирования к рыночному.
«Закрытая», оборонная экономика ведущей страны социализма, вечно ото всех защищающейся – другая характерная черта «пограничных» условий перехода к рынку. Экономические и политические власти России сделали многое зависящее от них, чтобы освободить от «гнета» плановой экономики предприятия России, забывая о том, что подавляющее большинство предприятий, определяющее экономическое развитие России, накрепко связано со стержнем бывшего СССР – военно-промышленным комплексом. Те же политические и экономические власти России ввели запрет на вывоз продукции ВПК, перекрыв тем самым развитие технологичных, наукоемких производств и превратив Россию в энергетический придаток Европы.
На этом фоне единственным видом капитала, который мог приносить в то время деньги, был капитал интеллектуальный, точнее амбиции руководителей торговых предприятий, вывозящих ресурсы из страны. Коллективные интересы руководителей промышленных предприятий, при социализме «радеющих» за родное предприятие, без контроля со стороны государства (реального собственника предприятий) быстро трансформировались в личные интересы людей, которым, с одной стороны, доступны материальные и финансовые ресурсы, и, с другой стороны, над которыми отсутствует контроль со стороны государства – собственника.
Экономика
России пошла по пути «либерализации»,
повторяя всевозможные ошибки своих
предшественников, и множа собственные
ошибки. Причем скорость изменений в
экономической и политической жизни России
была и остается достаточно высокой.
Формирование новой экономики России совпало по времени со взрывом индустрии телекоммуникаций. Россия оказалась пассивно втянутой в колоссальную гонку информационных технологий. Электронная почта, телеконференции, интернет, мобильная телефонная связь резко увеличили скорость передачи информации, потребовав взамен быстрое реагирование на изменение условий бизнеса, работы предприятия.
Не раз было доказано, что настоящий бизнес - способность делать деньги «из ничего» - держится на способностях бизнесмена получать и обрабатывать информацию. Телекоммуникационный взрыв накрыл информационной волной бизнес России, информации стало слишком много, а времени реагирования на изменяющуюся информацию – недостаточно для принятия решений. Для такого информационного потока не готова ни экономика России в целом, ни бизнес - технологии, ни лица, принимающие решения. Это – первое противоречие информационных потоков в России, когда внешний по отношению к России поток информации, превышает возможности его обработки внутри России.
Следующим противоречием является неоднородность информационного поля России, которое лишь только начинает покрывать экономически развитые регионы России. Переизбыток информации в Центре граничит с недостатком информации на периферии России. Наиболее «продвинутые» пользователи лишь только начинают выстраивать корпоративные информационные системы, привязывая тем самым регионы к управляющему Центру. Самые прогрессивные корпоративные информационные системы в России сейчас представляют собой систему сбора информации из периферии в Центр и передачи управляющей информации из Центра на периферию. Нет ни общероссийской информационной системы, ни отраслевых информационных систем, ни региональных. Информационные системы, как правило, построены по структуре «звезда».
Если внешний информационный поток имеет скорость, превосходящую скорость обработки информации внутри России, то внутри России информационные потоки, связанные экономикой страны также не соответствуют по скорости друг друга. Речь идет об изменениях в технологиях бизнес - процессов, производственных и торговых процессах, изменениях в законодательстве, процедурах действий исполнительной власти.
Обработка внешней бизнес информации приводит к изменениям в бизнес – технологиях, затем производятся изменения в производственных и торговых процессах. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, стремясь не отстать от бизнеса и получить свою долю прибыли в виде налогов, изменяет внутренние экономические условия, влияя на валютное, таможенное, налоговое и общегражданское законодательство.
С одной стороны, присутствует постоянная задержка между появлением новых бизнес - технологий и реакцией государства на них. При этом происходит стимулирование создания новых бизнес - технологий, рост профессионализма исполнительной и законодательной власти, формирование в России условий, близких к условиям развития бизнеса за рубежом.
С другой стороны, отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных менеджеров и бизнесменов приводит к увеличению различия между высокотехнологичным (с точки зрения бизнес – технологии) бизнесом Центра и производственно-коммерческой деятельностью периферии. При этом неразвитая с точки зрения бизнес – технологий периферия не только не успевает за лидерами в Центре, но и, как правило, отстает от и без того запаздывающей деятельности законодательной и исполнительной властей. В результате, торговые и производственные предприятия провинции кроме отставания от лидеров рынка, попадают еще и под действия властей, направленные против новых бизнес – технологий, не опробованных еще в провинции.
Проблема
динамично изменяющихся условий работы
предприятий, вызывает желание
руководителей получать как можно более
полную информацию о состоянии дел на
предприятии.
Управленческий учет на предприятиях служит цели оценки деятельности предприятия, а так же результатов принятых ранее управленческих решений, планирования и прогноза результатов планируемых управленческих решений.
Система бухгалтерского учета предприятий при социализме при едином собственнике – государстве – была единой и выполняла как функции управленческого, так и фискального учета.
В условиях приватизации собственности появились частные предприятия и акционерные предприятия с высокой долей частного капитала. Целью государственного регулирования бухгалтерского учета стало определение налогооблагаемой базы, бухгалтерский учет стал выполнять функцию фискального учета.
Частные собственники заинтересованы в эффективном использовании ресурсов предприятия, в том числе налоговых платежей. Это является первой причиной расхождения управленческого (реального) учета и бухгалтерского (налогового) учета.
Второй причиной является недостаточная гибкость предписываемого Министерством Финансов РФ бухгалтерского учета предприятий. Без сомнений, невозможно перейти с почти бюджетного плана счетов, скромного перечня типовых бухгалтерских операций на современные виды планов счетов, учитывающие балансовые счета, счета типа выпуск – затраты и счета управленческого учета, разнообразные операции по отражению активов и обязательств по центрам затрат, выручки, реализации, прибыли, инвестиционной и финансовой деятельности.
Желание зафиксировать текущую ситуацию для того, чтобы иметь возможность проанализировать успехи и неудачи, спланировать дальнейшую деятельность, подталкивает менеджеров и собственников к разработке и постановке управленческого учета на предприятиях. Поставив хоть в зачаточном виде управленческий учет, руководство предприятием начинало систематизировать свою бизнес - и производственную деятельность, разделяя ее медленнотекущие и быстроизменяющиеся процессы, тем самым разделяя информацию по критичности. В результате происходит выделение информации по степени влияния на текущие процессы и на перспективу, формирование текущих, оперативных, стратегических, долгосрочных планов.
Как
правило, систематизация информации о
бизнесе, возможность планирования и
отслеживания результатов деятельности
приводит к закреплению и оптимизации
действующих бизнес – процессов, внедрению
новых бизнес – процессов и процедур.
Данные управленческого учета и отчетности фиксируют количественные изменения, происходящие с предприятием, отражают состояние прибыли, результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние активов и обязательств. Анализ этих данных приводит к выявлению причин неэффективного использования ресурсов предприятия, определения путей повышения эффективности деятельности предприятия, разработке и внедрения новых бизнес – процессов и процедур.
Финансовый менеджмент контролирует изменения, происходящие по мере внедрения новшеств. Увеличение точности, оперативности и достоверности управленческого и бухгалтерского учетов приводит к увеличению требований к персоналу, как финансового блока, так и функциональных отделов, стимулируя персонал к поиску новых, прогрессивных, инновационных процессов и процедур деятельности.
Верно и обратное уменьшение финансовой дисциплины, отсутствие учета, неадекватная отчетность о деятельности приводит к замедлению темпов роста, регрессу предприятия, появления воровства, деградации персонала, упадку бизнеса.
Качественные
изменения деятельности предприятия,
внедрение новых технологий также оказывают
влияние на взаимодействие между
предприятиями – субъектами рынка.
Не смотря на декларированную свободную конкуренцию, технологические уровни переработки сырья и производства оборудования, товарной продукции, а так же их реализации никто не отменял. Построенную десятилетиями экономику СССР, по-своему сбалансированную, за последнее время никто не дополнял новыми производственными предприятиями, играющими значительную роль в формировании продукции. Не было ни строительств крупных заводов, фабрик, ни вложений в науку и технологию. Достаточно целостная экономика СССР была раздроблена на куски в соответствии с государственным делением пост - советских республик.
Даже сырьевой рынок претерпел лишь перераспределение собственности, не увеличивая реальные совокупные активы: не было ни разработки сколько бы то ни значащих новых залежей полезных ископаемых, ни строительств новых систем для их транспортировки, возведения и пуска комбинатов и фабрик для обогащения и переработки сырья.
Если экономику СССР последних лет существования нельзя назвать гибкой, эластичной по отношению к влиянию научно-технического прогресса, то экономику России настоящего времени никак нельзя назвать современной. И причиной здесь является то, что основные фонды предприятий России претерпели изменения только в смысле износа, выбытию по поломке и расходования полезного ресурса. Источников для формирования нового, современного парка оборудования в России не находится, и это – показатель инвестиционного климата в России.
В результате, монополистическое положение отдельных предприятий на рынке России лишь только усиливается. Предприятия и даже отрасли, зависимые от предприятия – монополиста, оказываются связанными с финансовой и коммерческой политикой монополистов. Как правило, даже уровень менеджмента предприятий не соответствует уровню самого предприятия, что приводит к тому, что крупные предприятия, зависимость от которых велика, возглавляются менеджерами низкого уровня, людьми, работавшими еще в плановом хозяйстве и не способных управлять предприятием в новых условиях. Сложно осуществлять нововведения, использовать прогрессивные бизнес – технологии, если коммерческий партнер – предприятие, руководимое лицами под бизнесом в России понимающие только лишь свою личную выгоду.
Часто директора крупнейших предприятий являются одновременно и собственниками этих предприятий. Совмещение этих двух функций у людей, которые ранее получали вполне солидную, но заработную плату, а теперь полностью распоряжающиеся материально-финансовыми ресурсами предприятия, приводит к перекосу интереса собственника от капитализации прибыли к интересу менеджера по увеличению издержек на различные виды доходов директората.
Четкое разделение позиций персонала, менеджмента и собственника возможно лишь при появлении эффективного собственника предприятий в России.
Собственность в России перераспределялась уже не раз.
При этом первый раз она досталась по приватизации профессиональным управленцам, наиболее близким к собственности – директорам и руководящим сотрудникам предприятий. Немного времени потребовалось для доказательства, что управление в новых условиях пусть и псевдо - рынка отличается от руководства предприятиями в плановом хозяйстве, когда директор даже очень крупного предприятия не занимался стратегическим и долгосрочным планированием, маркетингом и эффективностью распределения и использованием ресурсов.
Следующий этап «переприватизации» начался с увеличением долгов предприятий, образованных в - следствии непрофессиональной финансовой политикой директората предприятий. Новыми собственниками стали крупнейшие заимодатели и кредиторы – банки и околобанковские структуры. Не смотря на то, что уровень банковского менеджмента был гораздо выше уровня менеджмента «красных директоров», довольно быстро выяснилось, что управление банками сильно отличается от управления небанковскими предприятиями. И еще два фактора сыграло свою роль при следующем этапе смены собственников.
Первым явилось то, что многие крупные банки – собственники потерпели крах, и финансовая подпитка предприятий прекратилась. Бывшим финансистам, возглавившим промышленные предприятия, не хватило времени для того, чтобы использовать свой банковский опыт в руководстве промышленными предприятиями, либо набрать новый опыт менеджмента промышленных предприятий.
Вторым, не менее важным фактором явилось отсутствие опыта управления предприятиями со стороны собственника, разграничение роли собственника и менеджера. Довольно часто собственник оказывал влияние на непосредственную оперативную жизнь предприятия, контролируя финансовые потоки, имея сомнения в нелояльности директората. К сожалению, и сейчас собственник стремиться скорее возвратить вложенные в предприятия средства, не задумываясь о перспективах работы предприятия, о прибыльности выпуска и реализации продукции, о стратегических и долгосрочных целях, о методах контроля менеджмента предприятия, об инвестиционный деятельности предприятия.
Система взаимодействия между менеджментом предприятия и собственниками, включают в себя:
разделение функций и интересов собственника и топ - менеджмента,
отчетность о деятельности предприятия, прозрачной и понятной собственнику,
систему планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов,
систему контроля топ – менеджмента и его стимулирования,
организацию реального рынка ценных бумаг, способствующего перераспределению фондов между отраслями и предприятиями, быструю смену собственников.
Основным источником развития предприятий должен быть акционерный капитал, увеличение его стоимости за счет дополнительной эмиссии, повышение курсовой стоимости акций, а не банковские кредиты и коммерческие кредиты поставщиков.
Необходимым
условием для образования публичного рынка
акций предприятий является публичность и
достоверность бухгалтерской отчетности и
инвестиционная привлекательность
предприятия, отрасли и экономики в целом.
Как уже было уже отмечено выше, бухгалтерский учет, регламентированный Министерством Финансов России, в современных условиях играет лишь только фискальную роль, как инструмент для определения налогооблагаемой базы предприятия.
Используя неточности, недосказанности, а то и противоречия в законодательстве, менеджеры предприятий (в том числе и главные бухгалтера) заведомо уменьшают налогооблагаемую базу. При этом порою значительно экономятся финансовые ресурсы. Способов «ухода от налогов» множество, развитие налогового законодательства и положений, регламентирующий бухгалтерский учет показывает, что государственные службы стараются перекрыть всевозможные каналы ухода от законного налогообложения, тем самым еще больше запутывая налоговое законодательство.
При этом предприятия – лидеры рынка имеют возможность для содержания своих служб «налогового планирования», сотрудники которые изобретают все новые и новые способы ухода от налогов. Налоговые службы, законодательные органы, найдя «прореху» в текущем налоговом законодательстве, делают «заплатку» в инструкциях и законах, выпуская дополнения и изменения. В лучшем случае (для фискальных служб) задержка между вступления нового в «налоговом планировании» предприятия и его нивелирования в налоговом законодательстве составляет пол года – год. За это время предприятия, контролирующие свой сегмент рынка «экономит» достаточно крупную сумму, чтобы содержать штат «налоговых консультантов», изобретать новую «налоговую схему» и получать дополнительную прибыль от «налоговой деятельности». Естественно, эта дополнительная прибыль отражаться в бухгалтерском учете отдельной строкой не будет.
Предприятия с более скромными оборотами, которые не на виду и не могут содержать «налоговых консультантов» используют более скромные способы «борьбы с налогами». Они либо не ведут бухгалтерского учета, либо просто не платят налогов, предпочитая раздачу взяток налоговым и прочим органам. Это оказывается выгодным и чиновникам с их скромной зарплатой и бизнесменам, имеющим на этом значительную экономию.
Все действия государственных служб в стиле «пряника» или «кнута» до сих пор не приводили к ощутимому результату, так они не изменяли баланса интересов сторон. Государство, как неэффективный собственник, не понимает, что проще платить больше сотрудникам налоговых служб, ведь их заработные платы не идут ни в какое сравнение с теми налоговыми суммами, которые они «вытаскивают» из не законопослушного бизнеса. Тем самым государство обрекает себя на интеллектуальный перекос в сторону «налогового планирования» предприятий и «позволяет» нечистоплотным сотрудникам налоговых служб иметь «дополнительные» доходы со стороны бизнеса. Для бизнеса налоги всегда значительнее, чем «отчисления» чиновникам, так как взятки всегда меньше налогов.
Порочный круг в налогообложении не прорывается вот уже который год, и причиной тут не всегда являются высокие ставки налогов. Ставки по сравнению с другими странами не так уж и высоки, а виды налогов – не столь экзотические. В настоящее время существует явная тенденция к сокращению числа налогов и уменьшения налоговых ставок и многие конкретные шаги в этом направлении сделаны. Но вряд ли это даст тот результат, на который надеется законодательная и исполнительная власть, ведь для того, чтобы изменить, переломить ситуацию со сбором налогов надо изменить экономические интересы бизнеса.
Бизнес в экономически развитых странах платит налоги не для того, чтобы «помогать» государству в виде налоговых отчислений. Экономический интерес бизнеса заключается в другом.
Любой бизнес стремится к развитию, для чего требуются дополнительные ресурсы, источниками которых могут служить как банковские кредиты, кредиты коммерческие, налоговые неплатежи, так и увеличение акционерного капитала. Банковские кредиты дороги, кредиты коммерческие лишают бизнес мобильности, привязывая к поставщикам, налоговые неплатежи граничат с закрытием бизнеса со стороны государства, ограничивают публичность бизнеса, т.е. ограничивают величину бизнеса.
Привлечение новых собственников возможно лишь в том случае, когда любой будущий собственник видит прибыльность текущего состояния бизнеса, и, вкладывая деньги в бизнес, надеется на такую же или даже большую прибыльность вложения. Менеджеры и собственники бизнеса стараются показать привлекательность этого бизнеса, показывая прибыль предприятия (иногда даже завышая прибыль и в определенных пределах, уменьшая издержки). Естественно, менеджеры и собственники отдают себе отчет в том, что придется платить налоги (даже иногда большие), но это – плата за публичность бизнеса, своеобразная реклама, ставящая перед собой цель привлечения новых акционеров. Налоговые службы в этом случае становятся гарантами налоговой чистоты бизнеса.
Несомненно,
что тенденция к увеличению публичности
компании, к борьбе за инвесторов,
открытости и прозрачности бухгалтерского
учета, как средству получения дешевых денег,
будет углубляться в России в будущем.
Экономические интересы законодательной и исполнительной властей в настоящее время - как можно больше получить доходов в казну, чтобы хотя бы минимально обеспечить население социальными гарантиями, защищающими власть от возмущений электората. При этом основное внимание государственных служб уделяется налоговым и таможенным сборам.
Реально существует система двойных стандартов в отношении налогообложения. Крупнейшие предприятия имеют либо налоговые льготы сейчас, либо отсрочки по уплате налоговых задолженностей прошлых лет, либо собственный график налоговых платежей, не имеющий ничего общего с налоговым законодательством. Такие предприятия являются монополистами своего сегмента рынка и находятся, как правило, в государственной собственности, либо близко к представителям власти. Обороты таких предприятий, так же как и налоговые отчисления, определенные на общем основании налогового законодательства, значительно превышают поступления от более мелких предприятий, даже в случае полного сбора налоговых платежей с последних.
Общие и особенные условия действуют и системе таможенного контроля. Готовые изделия завозятся в виде комплектующих, один вид товаров при декларировании заменяется на другой, с меньшими ставками, давальческая переработка реально российского сырья и многие другие приемы позволяют крупному бизнесу экономить на таможенных платежах. Таможенные чиновники получают доход по этим особенным условиям таможенного контроля, величина которого естественно ниже совокупных таможенных платежей в соответствии с общими (установленными законом) условиями таможенного оформления. Как видно, ситуация с таможенным контролем близка к налогообложению.
Принимаемые властными структурами меры в виде: смены сотрудников и руководства таможенных (и налоговых) органов, операции по внутреннему контролю таможенников, снижение и выравнивание таможенных сборов – дают мало ощутимый эффект.
Коррупция будет процветать не до тех пор, пока будут брать, а до тех пор, пока будет выгодно давать взятки. С точки зрения налогообложения и таможенных ставок, выгодно будет всегда давать взятки, потому что величина взятки будет всегда меньше налоговых / таможенных платежей и больше денежного довольствия сотрудников служб. И выход здесь кроется в публичности работы государственных служб и бизнеса и заинтересованности бизнеса в отсутствии претензий со стороны государства, в дешевых деньгах инвесторов, заинтересованных в минимальных криминальных рисках инвестируемого бизнеса, добропорядочной его репутации.
Роль государственных служб не ограничивается начислением и сбором налоговых и таможенных платежей, не менее значительными являются еще как минимум два фактора влияния государства на бизнес. Это – валютная и денежная политика и политика по отношение к собственности.
Ограничения валютной и денежной политики государства направлены на предотвращения вывоза капитала за рубеж и уменьшения налично-денежного оборота, нерегистрируемого банками и, следовательно, неподконтрольного государственным службам. К числу причин нарушения бизнесом несложных и общепринятых и за границей правил валютной и денежной политики относятся следующие:
высокие политические и экономические риски в России, приводящие к стремлению «валютировать» прибыль, переводить ее в более спокойные страны,
низкая инвестиционная привлекательность, заключающаяся в отсутствии преимуществ в налогообложении при инвестировании прибыли в развитие бизнеса, а так же в фактически нерешенные вопросы с регистрации собственности за реальными собственниками.
Политика государства в отношении собственности наиболее сложный вопрос, который изредка возникает на политическом горизонте, так как экономически вопрос уже давно урегулирован. Суть вопроса проста: результаты уже произошедших переделов собственности не закреплены за реальными собственниками.
Фактические собственники боятся быть обвиненными в отсутствии легитимности приобретения собственности, в неуплате налогов на имущество, в риске потерять незаконно приобретенное.
Государство не занимается этим вопросом потому, что большинство новых фактических собственников либо те, кто близок к криминальному миру, либо те, кто кроме того еще очень близок к государственным чиновникам. Другим словами, многие фактические собственники сейчас во власти и находятся в патовой ситуации: показать собственность – потеряешь власть, проявить государственные интересы, требующие доказательства на получение права на собственность, оплату за регистрацию собственности и уплату налогов – потерять собственность.
Не раз появлялись мысли о своеобразных «налоговых индульгенциях», но сами же чиновники в них не верят и на поводу собственных предложений о декларации собственности не идут. В результате чиновники держаться за власть не только ради власти, но еще ради того, чтобы новые чиновники не перераспределили (так же виртуально) «их» собственность.
О функции государства в бизнесе – функции регулирования – в России так же много было декларировано, дискуссии между «государственниками» и «рыночниками» длятся до сих пор и прекращаться не собираются. Аргументы и тех, и других апологетов известны, и не подлежат сомнению применительно к определенным экономическим ситуациям.
Ситуация по отношению к регулированию государством бизнеса определяется долей государственной собственности в бизнесе. Если такая доля близка к 100 %, то нет смысла говорить о государственном регулировании бизнеса. Собственник в лице государства непосредственно влияет на бизнес через расстановку топ - менеджеров и контроля их деятельности.
Если государственный сектор экономики мал, то роль государственного регулирования соответственно возрастает. В этом случае, государственные органы играют роль гаранта равномерного развития экономики, ее безопасности, обеспечения развития социально значимых отраслей экономики.
В
современной России, как было уже сказано
выше, подавляющая часть собственности
принадлежит государству, а та ее часть,
которая приносит прибыль через
коммерческие структуры, также принадлежат
высокопоставленным государственным
чиновникам. Здесь опять же возникает уже
описанное противоречие между
функциональными обязанностями
государственных чиновников и интересами
собственников в их же лице. Такая полярная
ситуация в России все время разрешается
очень просто: при изменении экономической
ситуации чиновники «разрешают» или «запрещают»
своим предприятиям «регулирующими»
действиями то, что выгодно чиновникам как
собственникам этих предприятий. И эта
технология распространяется как на уровне
федеральной власти, так и на уровнях власти
субъектов Федерации, местной власти. Ни для
кого не секрет, что «у всех есть свои»
предприятия. Новый, малый бизнес в условиях
государственного регулирования сейчас
обречен либо на долю чиновника в своей
собственности, либо на не менее
значительные подношения.
Задачи, стоящие перед финансовым блоком предприятия, определяют требования, предъявляемые к персоналу финансового блока и его уровень. Структура финансового блока коммерческого предприятия должна отражать функции, на него возложенные. В зависимости от вида бизнеса, функции и структура блока могут быть разными.
Наиболее типичная структура финансового блока имеет следующий состав:
1) подразделения учета:
1.1) бухгалтерия,
1.2) отделы управленческого учета,
1.3) отделы внутреннего аудита,
2) экономические подразделения:
2.1) отделы отчетности,
2.2) отделы планирования,
3) финансовые подразделения:
3.1) отделы денежного движения,
3.2) отделы работы с кредитными организациями,
3.3) отделы финансового контроллинга.
Безусловно, работники финансового блока должны быть профессионально подготовленными. За последнее десятилетие работники финансово-учетной и экономической сфер пользовались популярностью в коммерческих структурах, на них был высокий спрос, определяющий довольно высокий уровень заработной платы. Государственные и негосударственные ВУЗы страны резко увеличили объем выпуска специалистов этих профилей, что не могло ни сказаться на качестве подготовки выпускников – будущих специалистов.
В профессиональной подготовке как специалистов финансово – экономических специальностей, так и прочих, не всегда присутствует информация, необходимая для работы. Не раз от специалистов, решивших повысить свой профессиональный уровень в учебных заведениях, приходилось слышать, что получаемая информация в лучшем случае приводит к систематизации полученных знаний. «Много «лишнего», нет информации о том, с чем непосредственно работаешь» - такова выжимка мнений большинства учащихся по повышению квалификации.
Проблема здесь заключается в перманентном отставании методических материалов от нововведений в современных бизнес – и производственных технологиях. Постоянное отсутствие необходимого финансирования учебных заведений со стороны государства приводит к тому, что специалисты в своих областях не считают выгодным заниматься преподавательской деятельностью или даже публиковать свои наработки.
Система работы ВУЗов в совсем недалеком некоммерческом прошлом, построенная на заказах министерств и ведомств, предприятий, подталкивала преподавательский состав к актуальным для экономики работам. Сейчас в связи с закрытостью, не публичностью бизнеса, мало кто из руководителей предприятий заказывают НИР учетным заведениям, предпочитая лучше взять на работу пусть дорогостоящий, но все же свой персонал. Тем самым увеличивается разрыв между реальными проблемами экономики и теми знаниями, которые получают слушатели в учебных заведениях.
Однако уровень профессиональной подготовки, который дают ВУЗы, профессиональные курсы и семинары, не всегда является определяющим для сотрудников финансового блока. Подразделения финансово-экономического блока предприятия концентрируют производственную, коммерческую, экономическую и финансовую информацию о состоянии предприятия, и никто лучше сотрудников этих подразделений не знает текущего состояния предприятия, планов и перспектив его развития, бизнес – технологии, используемые в деятельности коммерческого предприятия. Таким образом, кроме чисто профессиональных качеств сотрудники финансово-экономического блока предприятия должны иметь такие деловые качества, как лояльность интересам предприятия, умение работать с конфиденциальной информацией.
Сотрудники ведущих позиций финансово-экономического блока при приеме на работу проходят самый жесткий не только профессиональный отбор, но и, по возможности, самую полную проверку трудовой и личной биографии. Желание топ – менеджмента «привязать» к предприятию учетных, финансовых работников и экономистов приводит с одной стороны к высоким их окладам, с другой к стремлению снизить до минимума текучесть этого персонала. При этом доходит до крайней ситуации: доверяя старым, проверенным кадрам руководство предприятия боится их менять, даже если их профессиональные и деловые качества уже не удовлетворяют уровню развития предприятия, его перспективе. Тем самым часто ключевые сотрудники финансово-экономического блока де-факто тормозят развитие предприятия, в то время как именно сотрудники финансово-экономического блока одними из первых испытывают на себе все нововведения на предприятии.
Это противоречие имеет еще одну сторону своего проявления. Внутренняя структура подразделений и отделов финансово-экономического блока предприятия должна иметь такой вид, чтобы окончательная информация была доступна к обработке и анализу лишь строго ограниченному кругу лиц, лояльность которых уже определена и не подвергается сомнению. Более того, каждое подразделение (отдел) должен содержать в своем составе как исполнителей, так и «генераторов» новых идей, технологий обработки информации. Такие сотрудники, разработав и внедрив новую часть бизнес – процесса (бизнес – процедуры), должны отстраняться от эксплуатации данного нововведения и переводится на дальнейшую разработку, модернизацию информационной системы учета и обработки экономической и финансовой информации. Эксплуатацию информационной системы, получение, анализ и обработку учетных, экономических и финансовых данных должны осуществлять только исполнители.
Инновационная деятельность предприятия требует от работников финансово-экономического блока большой запас потенциала в профессиональной деятельности, быструю обучаемость и самообучаемость, высокое реагирование на все более нарастающий информационный поток, самостоятельность в принятии решений в пределах делегированных полномочий.